Аутизм

Первое более или менее полное описание синдрома было дано в 1943 году психиатром Л. Каннером. Именно в его честь назван классический тип аутизма. Первоначально он полагал, что это просто тип детской шизофрении, но со временем он обособил его в отдельное заболевание. Ученый выделял два основных отклонения – это неумение устанавливать контакт с внешним миром, а также неправильную реакцию на ситуации. Позднее врачи стали ставить диагноз на основании трех показателей – у ребенка явно выражены низкий уровень взаимной коммуникации с людьми, он плохо интегрируется в общество, и, наконец, у него имеются стереотипные формы поведения. Чаще всего эти признаки уже заметные в первый же год, а к третьему они становятся очевидны.

Еще в младенчестве мама должна заподозрить неладное, если ребенок отказывается от груди и неактивно сосет, или наоборот, сосет с жадностью и никак не может насытиться. Аутичные дети с яростным протестом отказываются от искусственного кормления бутылочками. Если ребенок плохо спит, кричит во сне и путает день с ночью, пугается от каждого шороха, нужно отнестись к этим признакам внимательно. Но аутизм может проявляться по разному – другие дети наоборот, постоянно спят, не реагируют на обращение, кажутся глухими. Такие дети часто кажутся родителям «удобными», однако и это может сигнализировать о беде.

Взрослея, ребенок замыкается в себе, ему не интересно, что происходит вокруг. А если кто-то пытается прорваться через эту «скорлупу», возможны вспышки агрессии. Когда родители подходят к ребенку, он не улыбается, им трудно поймать его взгляд и привлечь к себе внимание. Взгляд может быть осмысленным и умным, но только обращен он будет в пространство, мимо лиц мамы и папы.

Часто интерес таких детей вызывают не люди, а предметы – они часами могут разглядывать струйку воды из под крана, смотреть на пылинки в лучах солнца.

Считается, что полностью вылечить классический аутизм нельзя. Тем не менее, в ряде случаев при своевременной постановке диагноза аутистических состояний в раннем детстве, по прошествии некого времени возможны ремиссии и снятие диагноза. В любом случае, зная о том, что происходит с ребенком при аутизме у родителей, терапевтов и педагогов есть больше возможностей помочь малышу адаптироваться к жизни, скомпенсировав подобные отклонения, за счет развития к него внутреннего потенциала.

Важно отличить аутизм от других расстройств.

Во-первых, это не умственная отсталость. Если у умственно отсталых детей снижение интеллекта носит равномерный характер, то в случае с аутистами все иначе. Более того, позднее мы расскажем о проявлениях гениальности среди аутистов. Также дети с низким интеллектом, особенно при синдроме Дауна, очень хотят общаться с другими людьми. Во-вторых, это не шизофрения, хотя на первых этапах исследования такое предположение выдвигалось. У аутичных детей нет бреда, они не страдают галлюцинациями или раздвоением личности. В-третьих, аутизм не связан с дезинтегративными расстройствами. Так, при синдроме Ретта младенец развивается хорошо, но через 20 месяцев теряет контроль за руками, увеличиваются проблемы с интеллектом. А при синдроме Геллера ребенок развивается нормально, но в три-четыре годы резко пропадает речь, ООН становится раздражительным, теряются двигательные навыки и снижается интеллект.

Взрослые аутисты

Во многих случаях (кроме самых тяжелых форм), человек с таким диагнозом вполне способен получить профессиональное образование, найти работу и вести самостоятельную жизнь. Основные признаки, такие как шаблонная речь, повторяющееся поведение (например, покачивания) остаются на протяжении всей жизни.

Часто у взрослых аутистов существует одно ярко выраженное пристрастие, например карточные или видео игры, запоминание определенных комбинаций цифр и тому подобное.

Аутизм и гениальность

 Около 10% людей с диагнозом аутизм попадают в категорию личностей, обладающих уникальными способностями. Известны случаи, когда люди, страдающие аутизмом, проявляли гениальность в отдельных научных и творческих сферах. Это может быть невероятная способность к запоминанию информации, музыкальные, художественные, математические способности выше среднего уровня.

Самый известный аутист  - это Ким Пак, по мотивам жизни которого был снят фильм «Человек дождя». Он обладал феноменальной памятью и способностью проводить в уме сложные математические расчеты. Он знал более 30 языков, которые он выучил, читая газеты. Ким прочитал тысячи книг и при этом мог воспроизвести по памяти отрывок из любого произведения наизусть.
Также он мог читать одновременно два разных текста левым и правым глазом. В 50 лет он научился игре на фортепиано, и, по мнению критиков, его игра была виртуозна.

Общество и аутизм

В целом, аутизм в своем классическом проявлении действительно неизлечимая болезнь. Однако в большей мере речь идет об отличиях аутистов в особом специфичном восприятии жизни.
Порой большей проблемой, становится неспособность общества принять тех, кто не вписывается в общепринятые рамки.

А между тем, большинство аутистов, несмотря на крайне различные симптомы, имеют ряд общих черт, которым стоило бы обзавестись каждому современному человеку.
Например, аутисты почти никогда не врут. Они всегда держат данное слово, для них это является своеобразным приортитетом. Также они обладают повышенной восприимчивостью, что означает, что эти люди видят, чувствуют и воспринимают в каждый момент жизни гораздо более широкий спектр ощущений, нежели у вечно спешащих обычных людей. Кроме этого у них прекрасная память, что возможно обусловленную как раз умением жить в моменте здесь и сейчас, отмечая все происходящее вокруг них.

Такие люди искренне увлечены тем к чему имеют пристрастие. Если аутист любит рисовать, то хобби не испаряется под влиянием настроения или из-за лени. Аутисты обладают большей открытостью – они не способны говорить обиняками, честно высказывая то, что видят, чувствуют и воспринимают. У них нет страха оценки, они не зависят от мнения общества, от моды и сиюминутных стандартов.

В целом, глядя на такие отличительные черты, возникает вопрос: а может быть и нам, здоровым людям, есть чему поучиться у них?