Дни медицинского университета

День рождения медицинского университета им. С.Ж. Асфендиярова традиционно отмечается проведением «Дней Университета». Это цикл мероприятий, включающих конференции, мастер-классы, лекции и семинары.

Нам удалось поговорить с ректором университета Айканом Акановым и задать ему несколько вопросов.

Вы каждый год проводите «Дни университета», привязывая их к конкретным проблемам вуза. На чем вы сфокусировались в этом году?

Действительно, ежегодно мы преследуем определенные цели. Например, два года назад мы ставили вопрос об организации науки в медицинском университете. Используя международный опыт, мы смогли сформировать модель того, как сделать науку частью образовательного процесса. И есть результат - если два года назад мы были на предпоследнем месте среди медицинских вузов страны, то теперь мы на первом.

В этом же году встреча посвящена вопросу повышения образования через преподавание. Поднять качество преподавания – вот наша цель. Поэтому мы пригласили самых авторитетных экспертов в этой области. Так, приехала Мадалена Патриция (Madalena Patricio), экс-президент Ассоциации медицинского образования в Европе (AMEE), старший советник ВФМО, Университет Лиссабона, Португалия, Джин С Керр (Jean S Ker), профессор, ассоциированный декан по инновациям и медицинскому образованию Университета Данди (Великобритания) и Питер Чанг (Peter WS Chang), профессор, Медицинского университета Тайпей, Тайвань. Скажем, Тайпейский университет достиг феноменальных успехов, войдя в топ лучших университетов мира и нам интересно, каким это удалось. Также мы пригласили академика Черных, ректора крупнейшего в Европе фармацевтического университета – у него учатся 19 тыс. студентов. Нам интересен их опыт.

Но кроме этого мы сами разработали компетенции преподавателя, то есть то, каким он должен быть, чтобы обеспечить высокое качество. Сегодня состоится круглый стол, на котором мы будем обсуждать эти проблемы. Надеемся, что по результатам мы разработаем программу, которая позволит проделать большую работу – переобучить нас 1700.

Какие основные проблемы?

Нашей главной слабой стороной является то, что большинство преподавателей является пректикующими врачами и у них хромает педагогическая подготовка. Кроме этого нам нужно учитывать, что в образовании пришли новые технологии. Например, два дня назад мы с партнерами открыли два хороших центра электронного обучения. Также проблема в том, что у многих есть трудности с английским языком, тогда как основная литература сегодня пишется именно на этом языке. И, наконец, нам необходимо создать новую инфраструктуру отношений между студентом и преподавателем. Все-таки у нас старая система, когда преподаватель учит, а студент учится. Учиться должна оба.

Вы сказали, что два года назад делали упор  на развитие науки. Можете ли вы рассказать, что было сделано?

По науке мы создали инфраструктуру, которой ни у кого нет. Чрезвычайно важно то, что мы снизили нагрузку преподавателей, у которых было очень большое количество педагогических часов. Она стала меньше на 30 проц.

Вы увеличили штат? И если нет, то не пострадала ли образовательная программа?

Нет. Дело в том, что это нам позволила сделать текущая кредитная технология образования. Кроме этого мы создали Центр менеджмента по науке, сотрудники которого учат наших преподавателей, как писать документацию, как искать гранты, каким образом проходить процедуры.

А в науке как в спорте – нужна массовость. Поэтому все студенты старших курсов обязаны заниматься наукой, остальные учащиеся вовлечены на 30-40 проц. Мы развернули сеть научных кружков и секций, чтобы вовлечь как можно большее количество. Немаловажным считаю доступ к информации. Из нашего университета есть доступ ко всем международным библиотекам.

Кроме этого мы ввели kpi – основные показатели каждого преподавателя. Там много пунктов – образовательная часть, клиническая, научная, воспитательная и так далее. И на научную мы сделали большую ставку, увеличив ее удельный вес при расчете kpi. Дважды в год мы подводим итоги и победители получают премию в размере 1 млн. тенге. То есть мы создали мотивационную базу для сотрудников, чтобы они занимались наукой. И последнее что было сделано - широко развернуто международное партнерство. Сейчас с нами сотрудничают 102 университета, а наша цель – вести с ними совместные проекты.

И когда это все было создано – у нас появились результаты. Теперь мы лидируем по количеству статей в цитируемых журналах.

Любые изменения требуют больших финансовых влияний. Вы с этим согласны?

Да, все это требует денег. И развитие науки и обучение кадров. Университет выделяет на это из собственных средств деньги. Скажем, на науку мы ежегодно выделяем из бюджета вуза 1 млн. долл. Финансирование идет через систему грантов – на первом этапе даются, так скажем, «разведочные» небольшие гранты для того, чтобы исследователь в течение года провел исследование, проверил гипотезу и сделал публикацию. И на следующий год он подает на международный или страновой грант.

Важно также, что сотрудники научились работать с зарубежными грантодателями и инвесторами. Если пять лет назад наука у нас финансировалась в размере 8 млн. тенге, то в прошлом объем международных грантов составил примерно 800 млн. тенге, то есть рост в сто раз.

Благодарим вас за беседу.

**************************************************************************

Пленарное заседание международной конференции, приуроченной ко "Дням университета" открыл академик Торегельды Шорманов. Он рассказал о планах университета совместно с Казахской академией питания провести глубокие исследования кобыльего молока.

Также в рамках торжественной части ректор Аканов вручил грамоты почетных профессоров ряду ученых. Среди них Сейтхан Джошибаев, которого ректор назвал основателем казахстанской кардиохирургии. Валентин Черных, ректор харьковского Национального фармацевтического университета, Вера Чайковская, которая возрождает в университете направление геронтологии, Игорь Маркевич, ректор Санкт-петербургской химико-фармацевтической академии и Тилек Мейманалиев, бывший глава министр здравоохранения Киргизии.